Образование

Реализуемые образовательные программы

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Умка»

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения – 6 лет

Языки, на которых осуществляется образование – русский

     Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой – развитие движений, развитие речи, игры с дидактическим материалом, расширение ориентировки в окружающем и пространстве, игры-занятия с дидактическими материалами, игры-занятия со строительным материалом, музыкальная деятельность, физическая культура, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, ознакомление с предметным миром, ознакомление с социальным окружением, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром народной культуры, основы финансовой грамотности, шахматы

        Практики, предусмотренные соответствующей образовательной программой — практики отсутствуют

        Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – не используются

        Описание образовательной программы

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Умка» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028.

    Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2 месяцев до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

    Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

    Наименование группы, направленность

    Количество групп

    Возрастная категория

    Первая группа детей раннего возраста

    1

    с 2 месяцев до 1 года

    Вторая группа детей раннего возраста

    1

    с 1 года до 2-х лет

    Первая младшая группа общеразвивающей направленности

    2

    с 2-х до 3-х лет

    Вторая младшая группа общеразвивающей направленности

    1

    с 3-х до 4-х лет

    Средняя группа общеразвивающей направленности

    2

    с 4-х до 5-ти лет

    Старшая группа общеразвивающей направленности

    1

    с 5-ти до 6-ти лет

    Подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности

    2

    с 6-ти до 7-ми лет

    ИТОГО по МАДОУ 10

     

    Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися, и планируемые результаты освоения образовательной программы.

    Цель Программы достигается через решение следующих задач:

    — обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования;

    — приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

    — построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

    — создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

    — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    — обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

    — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

    — достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

    Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений, имеет своей целью:

    • способствование вхождению детей старшего дошкольного возраста в социально-экономическую жизнь, формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
    • формирование элементарных навыков игры в шахматы;
    • воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, формирование уважения к культуре других народов.

    Деятельность коллектива МАДОУ «Умка» в части, формируемой участниками образовательных отношений, направлена на решение следующих задач:

    Познавательное развитие:

    — формирование у дошкольников представления об окружающем предметном мире (мир вещей как результат труда людей);

    — формирование уважения к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

    — формирование понимания взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», умения видеть красоту человеческого творения;

    — воспитание качеств человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие;

    — формирование умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

    — формирование умения применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

    — расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности дошкольника, обучение ориентироваться на плоскости, развитие логического мышления, памяти, наблюдательности; совершенствование психических процессов и способностей: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;

    — выработка у ребенка настойчивости, выдержки, воли, спокойствия, уверенности в своих силах, стойкости характера, начальных форм волевого управления поведением;

    — умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащение детской фантазии, эстетическое наслаждение.

    Социально-коммуникативное развитие:

    • развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми,
    • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
    • формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей Родине, гордости за ее достижения,
    • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду.

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

    Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

    Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

    Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

    В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).

    Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста)

    • у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
    • ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
    • ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
    • ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
    • ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
    • ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
    • ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
    • ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
    • ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
    • ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
    • ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
    • ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
    • ребенок стремится сохранять позитивную самооценку;
    • ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
    • у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
    • ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
    • ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
    • ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
    • ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
    • ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
    • ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
    • ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
    • ребенок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
    • ребенок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
    • ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
    • ребенок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
    • ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
    • ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
    • ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
    • ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
    • ребенок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учетом игровой ситуации;
    • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
    • ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
    • ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
    • — у ребенка с ОВЗ сформировано позитивное отношение к сверстникам, взрослым и к окружающему миру;

    — ребенок с ОВЗ умеет строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопомощи, умеет взаимодействовать в едином детском коллективе;

    — у ребенка с ОВЗ сформирован навык социально приемлемого поведения;

    — ребенок с ОВЗ может следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.

    Планируемые результаты в дошкольном возрасте (с учетом части программы, формируемой участниками образовательных отношений — выделены курсивом)

    По части, формируемой участниками образовательных отношений

    • у ребенка развито чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою страну;

    — у ребенка сформированы уважение к культуре других народов, толерантность, терпимость, доброжелательное отношение к другому человеку и принятие его таким, какой он есть;

    • ребенок обладает элементарными умениями игры в шахматы;
    • у ребенка сформированы основы финансовой грамотности.

    Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

    Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).

    Обязательная часть программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.

    Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений

    Выбор вариативной части программы обусловлен результатами анализа образовательного запроса родителей.

    В целях поддержки интереса детей, удовлетворения запросов родителей, коллективом ДОУ были дополнены и усилены образовательные области:

    НОД

    Возраст детей

    Срок реализации

    программы

    Программа/

    учебно-методический

    комплекс

    Познавательное развитие

    Обучение шахматам

    5-7 лет

    2 года

    Программа «Шахматы – школе»

    под ред. И.Г. Сухина

    Основы финансовой грамотности

    5-7 лет

    2 года

    «Экономическое воспитание дошкольников». А.Д. Шатова

     

    Социально-коммуникативное развитие

    Ознакомление с миром народной культуры

    3-7 лет

    4 года

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева

     

    Раздел Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа (КРР) и (или) инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Система коррекционно-развивающей работы в МАДОУ «Умка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами (в соответствии с заключением ППк, заключением ТПМПК, перечня мероприятий психолого-медико-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида), запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

    Организационный раздел содержит описание психолого-педагогических условий реализации Программы, материально-технического, кадрового обеспечения Программы, включает режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

 

Учебный план 

Учебный план на 2023-2024 учебный год

Первая младшая группа

Вторая группа раннего возраста

Вторая младшая группа 

Разновозрастная группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Календарный учебный график 

Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Численность обучающихся

Общая численность обучающихся – 215 (в том числе иностранных граждан – 1)

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – 215 (в том числе иностранных граждан – 1)

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации – 0 (в том числе иностранных граждан – 0)

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – 0 (в том числе иностранных граждан – 0)

Численность обучающихся по договорам об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица (договор об оказании платных образовательных услуг) — 0 (в том числе иностранных граждан – 0)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Лицензия на осуществление образовательной деятельности